(+73822) 28-29-06 |

Site Search

Об электронных картах расчета за проезд

Вместо предисловия


14 ноября в Томск прилетели представители ФУЭ УЭК (Федеральная уполномоченная организация по внедрению Универсальной электронной карты) и провели встречу за круглым столом администрации Города Томска.

Представители ФУЭ 30 апреля 2013 года публично продемонстрировали работу электронного билета в Томске. Затем, каждый месяц в Администрации Томской Области собиралась комиссия по внедрению УЭК на территории Томской области. Подписаны ряд соглашений, начинающих внедрение УЭК в Томской области.

Со следующего дня началось обследование ТТУ представителями ФУО УЭК. Через 2-4 недели планируется подписание соглашения и начало установки электронных терминалов-валидаторов в трамваи и троллейбусы. Чуть позже - установка валидаторов на межмуниципальные автобусы ОАО Томскавтотранса.


Что это за карта такая?


В течение 2014-2015 гг. каждый житель области получит УЭК. УЭК - это пластиковая карта, в которую внедрены 15 независимых карт одновременно: Банковская платежная карта, идентификатор личности (электронный паспорт) медицинское приложение (медицинский полис, основные мед.параметры), транспортное приложение (электронный кошелек для расчета на транспорте), приложение ЖКХ, кампусное приложение для студентов или Школьное - для школьников (первые школы готовятся принимать такие карты в Томске) и т.д. Вообще, даже карта доступа в служебные помещения определенного предприятия может быть внедрена в УЭК.

В продаже появятся электронные транспортные карты (без остального функционала УЭК). Это эквивалент проездного билета, только приобретается он один раз, а в дальнейшем только пополняется денежными средствами. Функционал у электронного проездного может быть разный, например: проездной на 10 поездок, 100 поездок или проездной на 1 месяц; проездной может быть на один вид транспорта, а может и на несколько. Конечно, все отразится на стоимости... Тип проездного сможет выбрать сам пассажир и менять его хоть каждый месяц! Вне зависимости от того, УЭК у вас на руках или электронная транспортная карта, расчет на транспорте будет заключаться в прикосновении картой к валидатору. В этот момент произойдет списание денежных средств с электронного кошелька карты на счет перевозчика (точно так же, как списание денежных средств происходит со счета абонента одного сотового оператора при звонке на телефон другого оператора).

Кроме того, уже сейчас такой электронный проездной может быть изготовлен по форм-фактору сим-карты и интегрирован в сим-карту сотового оператора. Это значит, что рассчитываться в транспорте можно будет прикладывая сотовый телефон к валидатору кондуктора. Такие эксперименты начали уже проводиться в городах России.

В течение первых 3-4 лет система позволит принимать к оплате как электронные карты, так и наличные средства: у каждого кондуктора будет такая техническая возможность. Но в будущем, планируется сводить работу системы к 100% безналичной оплаты (тут тоже много нюансов).

Кроме того, подключиться к системе сможет и любой частный перевозчик. В перспективе, все перевозчики будут обязаны подключиться к системе безналичной оплаты проезда.


Почему нельзя использовать обычные банковские карты?


Существует резонный вопрос: почему нельзя рассчитаться обычной банковской картой VISA или MasterCard, и зачем вводят новые карты (стоимость одной транспортной карты — около 60 рублей)?

Ответ очень прост: вспомните, когда вы стоите возле банкомата, или на кассе магазина, как быстро совершается транзакция? Верно, иногда, очень долго, а иногда, вообще, связь с банком установить не удается. Дело в том, что терминал кассы и банкомат запрашивают у банка: «а достаточно ли средств на счете гражданина для оплаты данный покупки»? Для расчета в транспорте такое ожидание недопустимо. Поэтому УЭК и транспортная карта не требуют запроса в банк в реальном времени. Эти карты являются смарт картами — «умными» картами и, по сути, представляют собой микрокомпьютер (со своей операционной системой, центральным процессором и защищенной памятью). Такая карта сама знает, сколько денег на нее вы положили, и в момент расчета уменьшает это значение на стоимость поездки. Можно ли обмануть карту? Пока нет. Систему криптозащиты смарткарт Mifare последнего поколения пока обмануть не в состоянии человечество.

А ночью банковская система собирает описание всех совершенных расчетов в транспорте и перечисляет деньги с вашего счета (со счета электронного кошелька вашей транспортной карты) на счета тех перевозчиков, на транспорте которых вы днем прокатились.

Кстати, для льготников предусмотрена защита: если пассажир рассчитался картой льготника, то в течение какого-то времени (интервал настраивается) этой картой в этом транспорте рассчитаться уже буде нельзя: то есть, бабушка за себя и за внучка уже не рассчитается по положенной ей льготе.

И еще: система очень гибкая и позволяет по договоренности перевозчиков организовать, например, скиду на вторую поездку в течение получаса-часа. То есть, если вы пересели с одного, скажем, троллейбуса на другой, то вторая поездка может быть значительно дешевле. Но, это пока перспективы.

А. Фадеев, 15.11.2013 г.