(+73822) 28-29-06 |

Site Search

Ответы на часто задаваемые вопросы

О наличии кондуктора в салоне автобуса »

О пассажирском транспорте »

О ГЛОНАСС »

О табло »

Об электронных картах расчета за проезд »


О наличии кондуктора в салоне автобуса


Наличие в автобусе кондуктора регулируется постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данный нормативный документ предусматривает, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится в транспортных средствах (кондукторами или водителями).

С целью обеспечения безопасности пассажироперевозок на территории г. Томска, постановлением Мэра города Томска от 11.09.2006 № 477 (подпункт л) пункта 3.3.1 Приложения № 1 и подпункт з) пункта 5.4 Приложения № 6 к постановлению Мэра) устанавливалась обязанность перевозчика обеспечить наличие в автобусе кондуктора и ответственность перевозчика за отсутствие кондуктора в салоне автобуса. Однако ещё 31.05.2007 решением арбитражного суда Томской области по делу № А67-1312/07 признаны недействующими указанные пункты постановления Мэра города Томска, в той мере, в какой они устанавливают обязанность перевозчика обеспечить в автобусе кондуктора без указания на возможность бескондукторного обслуживания пассажиров, как не соответствующие нормативным актам Российской Федерации.

Между тем, специалистами МБУ «Центр организации и контроля пассажироперевозок» постоянно проводится работа с перевозчиками о необходимости повышения качества и безопасности пассажироперевозок и целесообразности наличия кондуктора в пассажирском транспорте.


О пассажирском транспорте


Система организации движения в Городе Томске, действительно очень устарела. И дело тут не столько в применении в развитых странах и некоторых регионах России современных технологий, средств и методов контроля и управления транспортом, сколько в организации отношений между администрацией Города Томска и Перевозчиками, осуществляющими перевозку пассажиров на коммерческой основе по автобусным маршрутам. Принципиальное отличие ситуации в нашем городе от большинства других городов в следующем: обычно в городах количество транспортных предприятий исчисляется единицами, и каждое предприятие целиком обслуживает какие-то маршруты; городская администрация заключает с предприятием договор, в котором прописывает требования к маршруту, графикам, типу, состоянию транспорта и т.п., а затем требует соблюдения условий договора. Не мо-жешь соблюдать все условия – договор расторгаем и отдаем маршрут целиком на обслуживание другому автотранспортному предприятию.

В Томске же около десяти лет назад руководством было принято решение заключить договора не с крупными предприятиями, которых тогда не было, а с каждым Перевозчиком отдельно. То есть, каждый владелец автобуса (а таких на тот момент было около 600) создал ИП и заключил договор о работе на определенном маршруте. Вроде бы, какая разница: один договор или 600? Это катастрофически ошибочное утверждение и стало главным камнем преткновения в решении сегодняшних транспортных проблем, и вот почему.

В каждом договоре прописано обязательство соблюдать график движения по маршруту, схему движения, правила перевозки пассажиров и т.д. Представьте ситуацию: автобусы стали ходить по маршруту из рук вон плохо. Как следствие, Администрация Города Томска расторгает за многочисленные нарушения графиков работы все договора Перевозчиков данного маршрута. Тут же один конкретный перевозчик идет в суд и доказывает, что именно он работает честно: каждый день по 8-12 часов непрерывно и строго по графику. Администрация приносит в суд документальные доказательства (видеоматериалы и многочисленные жалобы граждан) того, что в течение, например, двух часов не было ни одного автобуса. Перевозчик доказывает, что именно в это время у него был обед или что он к этому времени уже доработал свою смену или что он был в ремонте, подтверждая это выпиской из журнала фирмы по ремонту автобусов. В итоге суд признает решение администрации о расторжении конкретного договора с этим конкретным перевозчиком незаконным. Эту же процедуру повторяют все Перевозчики маршрута, и все они возвращаются на маршрут, на котором так же плохо и безнаказанно работают дальше.

Кроме того, договор действует столько, сколько действует лицензия перевозчика на право осуществления перевозки пассажиров. К сожалению, с прошлого года действие лицензии не прекращается, а продлевается через каждые 4-5 лет. То есть сегодняшние договора администрации с перевозчиками, заключенные 9 лет назад, стали бессрочными! И существует только один способ их расторгнуть: доказать, что нарушения были со стороны каждого конкретного перевозчика, что крайне сложно. Вот и всё.

Пока Перевозчик работает по старому договору, в этот договор нельзя внести никаких изменений (без согласия Перевозчика), его нельзя ни заставить использовать ГЛОНАСС, ни заставить работать по новой схеме, ни заставить работать в вечернее время – ничего изменить нельзя. Именно поэтому администрацией Города Томска сейчас ведется политика заключения договора с одним юридическим лицом на один маршрут. Но работа эта крайне сложная: за прошлый год было расторгнуто только около ста договоров с отдельными Перевозчиками за многочисленные нарушения.

Но далеко не все водители и предприниматели работают плохо и самовольно. При администрации Города Томска создана специальная транспортная комиссия, состоящая как из представителей администрации, так и из бригадиров маршрутов и крупных перевозчиков. На заседаниях этой комиссии все вопросы решаются дискуссионно: предложения по изменению схем движения автобусов, их графиков и т.п. выносят как представители перевозчиков, так и представители администрации Города. Наибольший вклад в положительные изменения в работе пассажирского транспорта вносит начальник отдела организации пассажирских перевозок и контроля департамента городского хозяйства Ольга Анатольевна Свахина. Она анализирует сотни жалоб, просьб и предложений граждан и требует от маршрутчиков соблюдения не только их коммерческих ин-тересов.


О ГЛОНАСС


По закону (приказ Минтранса РФ № 20 от 26.01.2012), с 1 января 2013 года весь транспорт, перевозящий пассажиров, должен быть оснащен оборудованием ГЛОНАСС/GPS. Да, сегодня все автобусы оснащены навигационным оборудованием. Но ни один закон не обязует Перевозчика данные о своем местоположении передавать в навигационную или диспетчерскую службу города. Вот и получилось: ГЛОНАСС есть, а данные с него Перевозчик отдавать не хочет. Почему? Потому, что это персональная информация, а еще объективный, строгий и неподкупный контроль.

На самом деле реализованную в Городе Томске навигационно-информационную систему на базе ГЛОНАСС нелегко назвать простой си-стемой. Это очень сложный программно-технический комплекс, включаю-щий в себя группу серверов по обработке навигационно-телеметрической информации с транспортных средств; отдельную систему диспетчеризации пассажирского транспорта, в которую заведены все схемы маршрутов c графиками и расписаниями движения; все единицы электротранспорта Города, включая фамилии водителя и кондукторов на каждый день; все остановки, перекрестки и огромное количество другой метаинформации. И что самое главное, томская система – единственная в России, которая интегрирует данные от всех существующих в настоящий момент типов приборов ГЛОНАСС, выпускаемых в России и установленных в городе. А ведь каждый Перевозчик устанавливал тот прибор, который ему показался дешевле. И количество организаций, выполнявших такое оснащение в Томске равно 8! И каждая работает со своими поставщиками и со своим уникальным оборудованием. Понадобилось больше девяти месяцев, чтобы осуществить согласование всех протоколов и параметров информационного обмена между серверами всех этих организаций и серверами городского навигационного центра. Но даже сейчас больше двух третей Перевозчиков отказываются передавать свои навигационные данные в единую систему. А пока эти данные не переданы, увы, показать их на карте, например, как это сделано в Кемерово, не представляется возможным.

Однако не всё так плохо. Передвижение некоторых автобусов маршрутов №№ 10, 12 и 26 уже можно отследить на сайте http://spacelook.ru/wgs, введя вместо имени пользователя номер маршрута. Такой же сервис готовится к запуску для троллейбусов и трамваев. Мы очень надеемся, что возможность показать, где же сейчас реально находятся автобусы, простимулирует и остальных Перевозчиков передать нам навигационно-телеметрическую информацию со своих автобусов.


О табло


Табло на остановку ДОСААФ установили в качестве эксперимента. Табло было подарено Городу Томску коммерческой организацией ООО «ЕНДС» (г. Орел). Действительно, эксплуатация одного табло оказывается неоправданно затратной. Например, чтобы табло работало в выходные и праздничные дни, необходимо в эти дни выводить на работу дополнительного диспетчера. А это требует затрат и на зарплату и на обеспечение рабочего места. Кроме того, с работой табло связано большое количество других сложностей: так, при изменении маршрута троллейбуса (например, в связи с обрывом контактной сети или с объездом ремонтных работ), необходимо отдельно корректировать работу модели троллейбуса в информационной навигационной системе, которая оперирует данными ГЛОНАСС/GPS со всего транспорта. А при возникновении внештатных ситуаций, как правило, такая корректировка ради работы табло делается в самую последнюю очередь. И техническое обслуживание этого прибора орловскими специалистами практически невозможно. Тем более, что табло пока одно единственное в городе. В настоящий момент инженерная группа светотехников томской фирмы, специализирующейся на производстве светодиодных экранов, занимается проектированием табло остановочных комплексов специально для Томска. Когда их будет хотя бы три штуки, тогда, поверьте, и затраты на их эксплуатацию будут оправданны, и работать они будут с высокой надежностью.


А. Фадеев